Славяне.

Гипотезы возникновения славян можно разделить на два основных потока, которые допустимо назвать “московский” и “петербургский”. Представители первого выводят происхождение славян из глубин бронзового века (подобно аналогичным версиям образования иллирийцев, фракийцев, балтов и т. д.). Слабым местом этого течения является отсутствие каких бы то ни было письменных упоминаний о славянах до первых веков нашей эры. Ученые, представляющие второй поток, утверждают что славяне возникли в первые века нашей эры на пространстве между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Здесь они подвергались различным культурным воздействиям: балтскому, скифо-иранскому, дако-фракийскому. Под давлением готов и других германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов. Одни из них двинулись на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направились на юг, наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье и днепровские земли.

В 6 веке нашей эры Центральную Европу ожидало новое потрясение – вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовьев Сырдарьи. Авары поселились на территории нынешней Венгрии, тем самым, разделив земли славянства. Последнее таким образом, распалось на южную, западную и восточную ветви.

Судьба их была различна. Южные славяне (предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев) попали в сферу влияния цивилизации Средиземноморья и быстрее других приняли христианство. Западные славяне (их нынешние представители: чехи, словаки, поляки) дольше сохраняли языческую традицию. Особое развитие она получила у обитателей южного берега Балтики: польского Поморья и междуречья Эльбы и Одера. Последние в 10 в. оказались в трудных условиях отражения экспансии германской империи. Чтобы выжить, балтийские славяне создали воинственные княжества (лютическое, ободритское, руянское) со множеством укрепленных городов, наиболее известными из которых были Аркона и Ретра. В этих городах, где большим влиянием обладало жречество, строились роскошные деревянные храмы, украшенные религиозной скульптурой. Почти все это погибло в 12 веке, после падения западнославянских княжеств и обращения их населения в католичество.

Иная ситуация сложилась в Восточной Европе. Осваивая ее необозримые пространства, славяне сохраняли свои наиболее архаичные черты. Для совершения языческих богослужений использовались холмы и рощи. Строились и специальные святилища в виде круглой площадки. окруженной изгородью, в центре которой ставились деревянные или каменные идолы.

В создании восточнославянского государства важную роль сыграли русы. Согласно одной точке зрения “русь” означает просто “войско, дружина” (Кирпичников, Дубов, Лебедев). Другое мнение отождествляет русов с летописными ругами или росомонами, народом германского происхождения, жившим на южном берегу Балтики. Часть его, спасаясь от натиска готов, переселилась в Восточную Европу еще раньше славян, во 2 в. н. э. (Гумилев). Как бы там ни было, к началу 9 века сложилось огромное славяно-русское государство. Его правителем являлся летописный Дир, носивший титул “каган (хан). Этот кочевнический титул, необычный для европейского народа был принят Диром для того, чтобы продемонстрировать свое равенство с главой могущественного Хазарского каганата. В середине 9 века, однако, государство славяно-русов распалось.

В это время Русь вступила в сложные и многосторонние отношения со странами Скандинавии. Викинги, появляясь в Восточной Европе, принимали в свои ряды финнов, эстов, балтов и славян и получили здесь название “варягов”. С последними связана проблема происхождения правящей династии древнерусских, а затем и московских великих князей, носящих имя “рюриковичи”. В основу их генеалогии положены летописные сведения о Рюрике, вожде варягов-руси, призванном из-за моря в Новгород неким Гостомыслом для успокоения смут. Происхождение Рюрика неясно - его считают датчанином, ругом или даже западным славянином. Преемнику Рюрика – “Вещему Олегу” удалось в 882 г. захватить и Среднеднепровскую “Русскую землю” вместе с Киевом, куда он перенес свою столицу. Так возникла историческая Киевская Русь.

Киевская Русь играла роль связующего звена между Скандинавией, Западной Европой, Византией и мусульманским миром. На территории Восточной Европы существовали два великих торговых пути: Волховско-Днепровский и конкурировавший с ним Поволжский. Правда, значение последнего резко сократилось после разгрома киевским князем Святославом в 965 г. Хазарского каганата – главного соперника славян.

На мировоззрение Киевской Руси оказывали влияние идеология скандинавов и народов южного берега Балтийского моря. Однако общее направление европейских событий побуждало киевских князей к отходу от язычества, а крепнущие связи с Византией, равно как и тогдашнее процветание последней – к официальному принятию православия. Что и было осуществлено великим князем Владимиром в 988 году. Сам процесс перехода в новую веру оказался (как и везде) длительным, растянувшись до времени монгольского нашествия. Но и после того, как Русь получила самоназвание “святая”, язычество продолжало жить в качестве фольклора и календарной обрядности.

Несмотря на огромный ареал обитания, славяне практически не сохранили описания мифологических сюжетов. Их территория явилась ареной многочисленных войн и нашествий. Ни изолированных островов, ни неприступных гор здесь не было. Правда, "Исландией русского эпоса" был назван Русский Север (Онега, Печера и побережье Белого моря). Но там сохранились именно эпические памятники – прежде всего былины, где нет ни следа языческих богов (хотя и делаются попытки увидеть отражение оных в образах богатырей). Более архаичен массив славянских сказок. Однако сказки, представляя произведения художественной словесности, изначально содержали изрядную долю вымысла (отличаясь от мифов, которые являлись объектом веры). Упоминания языческих богов мы находим у христианских авторов в виде всевозможных "поучений против язычества" и в таком ярком произведении, как "Слово о полку Игореве". Интересный материал, как и у балтов, представляют песенный фольклор и народные праздники. Знаменитая же "Велесова книга" вызывает сомнения в ее подлинности.

Языческое изобразительное искусство древних славян также беднее кельтского или скандинавского. Возможно, применительно к восточным и южным славянам это объясняется их "бродячим" образом жизни в эпоху расселения и довольно быстрой последующей христианизацией. Сохранились ювелирные украшения, на которых изображены предполагаемые мифологические персонажи, деревянные резные предметы (прялки и т. д.), элементы каменной резьбы православных соборов. Интересен знаменитый каменный Збручский идол. Западная же ветвь данной группы народов была в несколько ином положении (вспомним языческие города). Но крестоносцы не пощадили деревянные храмы и скульптуры богов. К настоящему времени археологами найдены лишь грубые элементы внешнего убранства святилищ, сохранившиеся в грунтовых водах и заштукатуренные каменные рельефные изображения богов в стенах католических церквей, построенных на месте разрушенных храмов. Все они лишь отдаленно напоминают великолепные описания западных хронистов. Весьма важной была бы коллекция небольших, покрытых руническими надписями идолов из замка Прилвиц, если бы не сомнения в их аутентичности.

Греческая мифология 1

Меню

 

Сайт создан в системе uCoz