Мифы Древней Греции.

 

Происхождение древнегреческих племен уходит во глубину веков. Во втором тысячелетии до нашей эры они заселили южную часть Балканского полуострова, которая отныне стала называться Грецией или Элладой. Там они создали высочайшую культуру. Наследие древних греков восприняли римляне и передали другим народам Европы (среди которых были и славяне). Сотни лет в монастырях и замках хранились рукописи, переписанные с греческих оригиналов, а в средневековых университетах изучали труды греческих философов. А 14 - 16 веках нашей эры интерес к культуре Древней Греции вспыхнул как яркая звезда. Эта эпоха так и называется - Возрождение (“возрождение греческой культуры”). И прежде всего великих европейских художников и скульпторов, преклонявшихся перед греческим искусством интересовали мифы и легенды этой, казалось бы ушедшей культуры. Это не случайно - ведь именно историям о богах и героях было посвящено удивительное греческое искусство, которое великие европейские художники и скульпторы и старались возродить. Что же такое греческая мифология?

Греки относятся к великой индоевропейской семье народов. Это означает, что их представления о мире, богах и людях имеют единое происхождение с такими же представлениями в славянской, скандинавской, индийской, кельтской и многих других культурах. Греческих богов можно сравнить с богами славян и скандинавов по их атрибутам и той роли, которую они играли в мифах. Это отразилось даже в названиях дней недели. Например, четверг у всех перечисленных народов был посвящен богу грома. Но греческая мифология обладала и ярким своеобразием. Нас всегда удивляет ее особая красота. Наверное поэтому греческие мифы до сих пор служат источникам вдохновения для поэтов, художников и музыкантов.

Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов востать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.

Мы мало знаем отом, какая жизнь на земле была в то время. Греки называли период правления Крона золотым веком. Однако этому новому владыке мира было предсказано, что он в свою очередь будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея.

Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась ни той ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой вселенную.

Среднему брату Посейдону в удел досталось море. Он взял в супруги прекрасную Амфитриту и живет с ней в чудесном подводном дворце. Их сын Тритон, которого представляли сочетающим черты человека, коня и рыбы, трубя в морскую раковину вызывает грозные бури. Сам Посейдон любит мчаться по бурному морю в колеснице, запряженной морскими конями и потрясая своим грозным трезубцем. Синие кудри великого бога развиваются на ветру. Окружают Посейдона нереиды - прекрасные дочери морского старца Нерея и Протей - меняющий, подобно морю свой облик и обладающий даром предсказания (на фасадах некоторых петербургских домов и решетках мы можем видеть некоторых из этих удивительных существ).

Младший брат, чернокудрый Аид, обладатель шапки-невидимки получил в управление подземный мир. Он женился на Персефоне, дочери самого Зевса. Невесела жизнь в царстве Аида (которое также называется Аид). Оно окружено рекой Стикс, через которую души умерших перевозит суровый старик Харон. Вход охраняет грозный трехголовый пес Цербер, не выпускающий никого обратно. Попавшие в Аид имеют, однако, различную судьбу. Души людей, чьи дурные и благие дела уравнивают друг друга, “одетые одеждою крыльев” скитаются среди лугов, заросших бледными тюльпанами и рощ черных тополей. Души злодеев и клятвопреступников терпят суровые кары (например, обманщик Сизиф должен вечно поднимать на гору тяжелый камень, который едва достигнув вершины тут же скатывается вниз). Души же праведников обитают в Элисиуме, стране незаходящего солнца и островах Блаженных. Говорят, что там правит Крон, которого помиловал его сын Зевс.

Зевс, почитаемый за старшего и “царя богов”, получил при разделе небо и землю. Он взял себе в жены Геру (“госпожа”), ставшую покровительницей семьи и брака. У них родились прекрасные дочери Илифия и Геба и сыновья - мастер Гефест и воинственный Арес. Великолепное жилище богов находится на горе Олимп, где вечно царит лето. Юная Геба подносит богам на пирах амброзию и нектар - пищу богов. Зевс в образе зрелого, чернокудрого мужа гордо восседает на золотом престоле. Рядом с ним его священный орел. Около трона стоит Ирида с радужными крыльями - вестница богов.

Хотя Зевс и очень могуществен, власть над судьбой ему не дана. Ей управляют три вещие мойры. Первая из них - Лахесис назначает человеку жребий еще до рождения. Вторая - Клото придет нить человеческой жизни. Третья мойра - Атропос обрывает эту нить.

Став владыкой мира, Зевс вынужден был отстаивать свое первенство. Мать-земля Гея, недовольная печальной участью своих сыновей титанов, породила чудовищного человеко-змея Тифона, превосходившего все живые существа ростом и силой. Он имел сто голов, все тело его было покрыто перьями. Тифон носился с ужасным воем и грохотом. Но Зевс смело вышел на бой с чудовищем и метал в него свои молнии. Тифон дрогнул, пустившись бежать. Тогда царь богов придавил его горой Этной (в Сицилии), из под которой до сих пор вырываются языки пламени.

Несмотря на уважение, которым окружен был Зевс, он иногда наносил обиды своей супруге. Однажды царь богов полюбил красавицу Лето и от этого союза родились божественные близнецы - золотоволосые Аполлон и Артемида. Ревнивая Гера наслала на соперницу чудовищного змея Пифона, причинившего той много страданий. Но когда сын Лето вырос, он из своего чудесного лука поразил страшилище. Аполлон стал одним из наиболее почитаемых богов Греции, воплощающим гармонию мира. Он прекрасно играет на лире и обладает даром предсказания. Его священное животное грифон (в виде крылатого льва с орлиной головой) является излюбленным украшением старых зданий Санкт-Петербурга. Сестра Аполлона, Артемида стала богиней охоты и покровительницей домашнего скота.

В другой раз Зевс увлекся Майей, дочерью великого Атланта и у них родился сын Гермес. Он стал покровителем путешественников и торговцев, богом красноречия и патроном гимнастических состязаний (от которых и пошло слово “гимназия”). В обязянности Гермеса входило также сопровождать души умерших в царство Аида. Представляли этого бога безбородым и безусым юношей, в шлеме, похожем на тазик с парой маленьких крылышек, в крылатых же сандалиях. В руках Гермес обычно держал жезл-кадуцей, обвитый змеями (при помощи которого но погружал людей в сон). Если внимательно рассматривать лепные украшения на фасадах старых зданий Санкт-Петербурга, то можно заметить многочисленные изображения лика Гермеса или хотя бы его жезла).

Говорят, что еще до брака с Герой, Зевс взял в жены Метиду (“мысль”), дочь Океана. Но мойры открыли царю богов, что рожденный от нее сын отнимет у отца власть. Зевс тогда проглотил Метиду и она стала частью его разума. Вскоре у владыки богов страшно разболелась голова. Тогда Зевс попросил, чтобы Прометей ударил его по голове топором. Из головы царя богов вышла его дочь, Афина в шлеме и полном боевом вооружении. Древние греки очень почитали ее как богиню мудрости и справедливой войны. В ее честь был назван величайший греческий город - Афины. Символами богини были змея и сова, а также ее эгида - шкура с прикрепленной посередине головой Медузы Горгоны (которую с двумя крылышками и змеями вместо волос можно видеть в качестве украшений петербургских фасадов).

Последним же по времени происхождения стал Дионис, сын Зевса и Семелы - смертной женщины. Коварная Гера уговорила Семелу попросить Зевса явиться перед ней во всем своем божественои величии. Но от молний и огня бога смертная женщина погибла. Новорожденного же Диониса Зевс подхватил и зашил в бедро из которого тот как бы родился вторично. Со временем, Дионис стал великим богом плодоносящих сил земли, вина и неистового веселья, во время которого спадали узы, наложенные обычаями на человека. В этом отношении он был противоположен гармоничному Аполлону. Символом Диониса являлся тирс (жезл), обвитый плющем, его сопровождали козлоногие сатиры и дикие звери.

 

(Окончание следует)

 

А.Н. Фанталов.

Мифы Древней Греции.(Текст печатается по изданию Мифы // Наши мифы и сказки. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С.11 – 26.)

 

Мифы Древней Греции (Окончание).

Меню

TopList

Сайт создан в системе uCoz