"Иконография богов: Западная Азия, Средиземноморье, Варварская Европа".
Предполагаемый курс "Основные типы богов: Западная Азия, Средиземноморье, Варварская Европа должен быть продолжением моего спецкурса "Мифологии мира, который посвящен описанию основных мифологических и эпических образов и сюжетов. Выбор материала обусловлен важностью индоевропейских культурных источников для современных политических и культурных процессов. Кроме того, искусство и идеология Индоевропы была тесно связана с искусством и идеологией древней Западной Азии. Это видно на примере греческой, этрусской, скифской, фракийской и других культур.
Для создания курса необходимо было сделать следующее:
1. Ознакомиться с абсолютным большинством мифологических сюжетов народов индоевропейской языковой семьи.
2. Проанализировать основные отечественные исследования, посвященные мифологиям народов Варварской Европы, Средиземноморья и Западной Азии и выяснить общее состояние научной мысли по данному вопросу в зарубежной науке.
3. Проверить данную гипотезу на возможно более обширном массиве памятников изобразительного искусства древних культур Западной Азии (шумерской, аккадской, древнеиндийской, хеттской); Средиземноморья (критской, греческой, этрусской, италийской); Варварской Европы (кельтской, германо-скандинавской, фракийской, скифской, сарматской, балтской и славянской).
План курса (27лекций, 9 семинаров. 1 коллоквиум).
Введение.
Тема 1. Сравнительная мифология: теории Ж. Дюмезиля, В. В. Иванова - В. Н. Топорова, А, Голана. Основное структурное ядро индоевропейских народов и их соседей. 1 лекция.
Раздел 1. Западная Азия.
Тема 2. Характеристика культурно-исторических и культурно-региональных процессов. 1 лекция.
Тема 3. Значение шумерского и хараппского искусства для сложения иконографии основных мифологических образов и сюжетов Старого света (великая богиня, рогатый бог, терзание быка львом). 1 лекция.
Тема 4. Аккадские и хурритские рельефы и их влияние на искусство хеттов. Хеттские "Бог грозы" и "Бог на олене". 1 лекция.
Тема 5. Луристанское искусство и его воздействие на культуру древнего Ирана. 1 лекция.
Семинар.
Раздел 2. Средиземноморье.
Тема 6. Характеристика культурно-исторических и этнических процессов в регионе. 1 лекция.
Тема 7. Минойцы как связующее звено между Европой и Азией. "Критский бык". 1 лекция.
Тема 8. Микены и некоторые особенности греческой культуры. 2 лекции.
Тема 9. Этрусское искусство (бронзовые зеркала, погребальная живопись, рельефы). Типичные черты комплекса средиземноморских мифологий. 2 лекции.
Семинар.
Раздел 3. Западная Европа.
Тема 10. Характеристика культурно-исторических и этнических процессов в регионе. 1 лекция.
Тема 11. Искусство Бронзового века Европы. 1 лекция.
Тема 12. Искусство кельтов. Котел из Гундеструпа как наиболее полное изображение пантеона в древней Европе. 1 лекция.
Тема 13. Галло-римские рельефы и скульптура в сравнении с мифологическими источниками островных кельтов. 2 лекции.
Тема 14. Германо-скандинавы. Искусство Вендельского периода (золотые фольги и брактеаты, шлемы). 1 лекция.
Тема 15. Искусство "Века викингов" (рунические камни, гобелены, культовые статуэтки, деревянная резьба). Эддическая мифология. Сравнение между скандинавской и кельтской мифологическими традициями. 2 лекции.
Семинар.
Раздел 4. Центральная и Восточная Европа.
Тема 16 Характеристика культурно-исторического и этнического процесса в регионе. 1 лекция.
Тема 17. Фракийское и иллирийское искусство (золотые пластины, каменные рельефы). Образ героя-всадника. 1 лекция.
Тема 18. Скифское искусство: Звериный стиль (олень и сцены "терзания"). 1 лекция.
Тема 19. Сармато-аланское искусство и нартский эпос осетин. 1 лекция.
Тема 20. Балтское искусство. 1 лекция.
Тема 21. Искусство славян (языческая скульптура, деревянная и каменная резьба, ювелирные изделия, гобелены). Сравнение с иконографией некоторых финно-угорских богов. 2 лекции.
Семинар.
Коллоквиум.
Примерные темы для семинаров:
Бык, баран, конь, олень, волк, орел и другие животные в искусстве. Их символическое значение.
Иконография основных персонажей пантеонов индоевропейских народов.
Характерные культурологические особенности рассматриваемых регионов.
Причина сходства: взаимовлияние или общность происхождения.
Лев Гумилев и теория пассионарности.