А. Н. Фанталов.

Один и Христос. Христианская и языческая символика на рунических камнях Швеции.

Скандинавские предания, эти “запоздалые цветы северного язычества” представляют редкий пример мощной политеистической системы, развивавшейся в Европе одновременно с христианством. Оба эти мировоззрения не только боролись между собой, но и взаимодействовали, что отражалось в литературе и искусстве. От искусства интересующей нас эпохи (Век викингов – конец 8 – нач. 12 вв. н. э.) лучше всего сохранились изображения, высеченные на камне.

Особенно много таких камней сохранилось в Швеции. Они были двух типов – с руническими надписями и без них (готландские). Последних мы здесь касаться не будем.

Руны – это языческий алфавит, известный со 2 в. н. э. Считалось, что он обладает магической силой. Поэтому рунические знаки вырезали на стоячих могильных камнях в качестве оберега. Видимо, с той же целью они сопровождались изображениями фантастических чудовищ с разинутой пастью. Особой изощренности руническое искусство достигло на закате своего существования – в 11 веке. Надписи в этот период помещались на лентообразных драконах, образующих как бы рамку изображения, внутри которой находятся различные фигуры. Это могут быть силуэты сказочных зверей, но очень часто в центре композиции мы видим крест.

Разумеется, нельзя с определенностью утверждать, что люди, установившие эти памятники, были христианами. Скорее, можно говорить о сложных и многомерных взаимодействиях языческой и христианской символик. Ведь крест как конструктивная основа мироздания эквивалентен мировому древу скандинавов – ясеню Иггдрасиль. Развивая данную аналогию, можно вспомнить, что название горы, на которой был распят Христос – Голгофа, буквально означает “место черепа” (Адама), то есть крест как бы вырастал из головы прародителя человечества.

В скандинавской же мифологии небесный свод был создан из черепа первосущества Имира.

Крестные страдания Иисуса прервал легионер Лонгин своим копьем (с чем связан цикл средневековых легенд о Граале). Умерев, Христос спустился во ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников. А у древних скандинавов сохранился миф, рассказывающий, как их верховный бог Один проник в Мир Теней, дабы умножить свою мудрость.

Иногда, в центре рунической композиции вырезали всадника с летящим над ним вороном. По этому атрибуту можно узнать Одина, который в данной композиции типологически соответствует кресту.

На рунических камнях Швеции широко представлены сюжеты сигурдовского цикла. Композиция на скале Рамсундсбергет показывает последовательно спраав налево деяния Сигурда - величайшего героя скандинавского мира. Сперва изображена победа над змеем Фафниром (одновременно выполняющим функцию рунической ленты). Затем вырезано дерево с сидящими на нем двумя птицами и привязанным конем. Сигурд жарит сердце змея и слушает птиц, предупреждающих его о коварстве кузнеца Регина. Третий рисунок уже показывает Регина с отрубленной головой (Сигурд внял совету).

Креста в данной композиции нет. Роль центра – конструктивной основы несет здесь дерево с птицами, одновременно являясь и частью сюжета.

Рунический камень из Оскельбо более “классичен”, изображение построено по законам симметрии. В центре его вырезано дерево с сидящей на верхушке птицей. Слева от него стоит женщина, держащая рог с питьем. Справа – шатающийся мужчина с кольцом. Вероятно, это королева Гримхильда, подносящая Сигурду дурманный мед.

Композиция на следующим камне, где также присутствуют элементы саги о Сигурде, в целом повторяет только что описанную. Однако, вместо дерева, в ее центр помещен крест с вырастающими из него ветвями. Он является одновременно и символом христианства и мировым древом.

Обратимся теперь к более простому типу рунических изображений, с которого мы и начали это исследование.

Композиция следующего камня, похожая на уже рассмотренные вначале, включает, однако, одновременно силуэты животного и креста. Более того, крест помещен у животного на спине.

Разъясняет это смещение акцентов следующий камень. Здесь также показано животное, несущее крест. В нем отчетливо узнаваем агнец – символ Иисуса Христа. Змеи, являющиеся непременным атрибутом шведских рунических камней 11 века н. э., в данной композиции трансформировались в чисто абстрактный узор. Руны помещены не на них, а на свободном поле камня, по обе стороны от агнца.

В нашей статье мы даем описание шведских рунических изображений в порядке нарастания в них христианской символики. Замыкает данную эволюцию камень начала 12 в. н. э. из Уппланда. На нем высечены церковь с большим крестом, священнослужители и верующие. Языческих образов нет.

Следует вспомнит, что в это время был разрушен Упсальский храма – последний оплот скандинавского язычества. Период сосуществования двух культур закончился. Христос заменил Одина.

 

Один и Гермес (Возвращение северного бога).

Меню

 

Сайт создан в системе uCoz