Заключение

В заключении на основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. "Варварская" ступень развития являлась одним из ключевых исторических этапов, с точки зрения создания мифологизированных памятников культуры. Это связано с тем, что мифопоэтическая традиция есть продукт устного творчества народов, находящихся на героической, "варварской" ступени развития. При этом концепция "европейского варварства" данного исследования вобрала в себя:

1)культурно- историческое ("римское") понимание;

2)религиозное ("средневековое") понимание;

3)стадиальное понимание.

Культурно-историческим понятием "Варварская Европа" является потому, что она населялась народами, имевшими общее индоевропейское происхождение. На жизнь этих народов, при этом, сильным отпечатком легло воздействие мощной греко-римской цивилизации. Религиозным понятием Варварская Европа является вследствие господства на ее территории языческих религий, также имевших единое происхождение. Наконец, можно рассматривать Варварскую Европу и со стадиальной точки зрения, так как ее существование проходило в рамках затянувшегося героического века, преодоление которого для того или иного народа означало, одновременно, и выход из единого "варварского" культурного пространства. Территория этого пространства, разумеется, менялась за столь длительный период истории. В разное время она занимала пространство современных Испании, Франции, Британских островов, Германии, Скандинавии, Центральной и Восточной Европы (до Волги), включая в свой состав несколько культурно-исторических миров. В качестве

основы для выделения того или иного "мира", применяются положения,

используемые в работах М.Б. Щукина (сходство форм хозяйственной деятельности, социальной организации, природных условий, языка, психического склада основной части населения, выражающегося в религии и искусстве). В настоящем исследовании выделены семь миров Варварской Европы: кельтский, германо-скандинавский, балтский, славянский, скифо-сарматский, фрако-дакийский, иллирийский. Уже к 5 в. до н. э. существовала тенденция к формированию внутри Варварской Европы двух больших регионов. Первый включал в себя кельтский и германо-скандинавский культурные миры, из которых в конечном счете выросла феодальная Западная Европа. Второй регион был более мозаичен, объединяя балтов, славян, иллирийцев, фрако-дакийцев, скифо-сарматов. Позднее, на его территории сформировались как культурно-исторические понятия Центральная и Восточная Европа.

Начало появления Варварской Европы в ее характерном виде можно отнести к началу железного века (так называемого гальштата С - 7 в. до н. э., и особенно со следующего за ним латенского периода - с 5 в. до н. э.). К этому времени определенно возникли кельтский и скифский, фрако-дакийский и иллирийский культурные миры. И, что важно, в этот же период культурно обособилась, противопоставив себя "варварам" античная Греция, (факт, имевший далеко идущие последствия).

Верхняя граница существования Варварской Европы очень размыта, и определяется постепенным втягиванием составляющих ее культурных миров в цивилизацию, сперва римскую, затем христианскую. Этот процесс продолжался с 1 в. до н. э., когда были присоединены к Риму (но еще не романизированы) значительные части кельтского, иллирийского, фрако-дакийского миров) по конец 14 в. н. э., когда пал последний бастион Варварской Европы - литовское язычество.

2. Для развития мифологизированной изобразительной традиции народов Варварской Европы особое значение имело влияние греко-римской цивилизации. Скифы, фрако-дакийцы, иллирийцы, кельты, германо-скандинавы формировали собственное искусство исходя из оригинальных религиозных представлений, но используя античные иконографические схемы, по-своему переосмысливая их (так называемый "стиль цитат"). Данный процесс облегчался тем, что перечисленные народы принадлежали к индоевропейской языковой семье и их мифологические системы являлись генетически родственными.

  1. Первичное структурное ядро мифологического пантеона народов

Варварской Европы и родственных индоевропейских народов состояло из таких базовых типов, как: Бог Ясного Неба, отвечающий за законодательную функцию и покровительствующий воинскому праву; Бог Грома, характеризующийся военно-силовой функцией; Бог Земных Сил, выполняющий аграрно-магическую функцию; Культурный Герой, обладающий культурно-медиаторной функцией; полифункциональная синкретическая Великая Богиня, соединявшая двойственную небесно-земную природу.

4. Вышеперечисленные мифологические типы находили своих почитателей среди различных социальных групп: Бог Ясного Неба - среди племенной общины; Бог Грома - среди аристократии; Бог Земных Сил - среди жречества и, отчасти, крестьянства; Культурный Герой - среди обладателей царской власти и представителей всего формирующегося протогосударственного аппарата. Некоторое исключение здесь составляет Великая Богиня, в рассматриваемые периоды являвшаяся объектом поклонения женщин, ограниченных в своих правах и, по-преимуществу, связанных с полифункциональным домашним хозяйством.

С точки зрения данной концепции, ход социо-культурного процесса на ранних стадиях развития европейских народов может быть рассмотрен в связи со сменой объектов поклонения (коими являются компоненты предложенной схемы структурного ядра пантеона). Век неолита в Западной и Центральной Европе характеризуется господством матриархата и синкретическим культом Великой Богини. Индоевропейцы (формировавшиеся, по-видимому, на территории Восточной Европы) в период своего становления почитали Бога Ясного Неба (покровителя мужского племенного коллектива как целостности). В эпоху великих индоевропейских походов (начало бронзового века) на первый план выдвинулся Бог Грома (воплощение воина-аристократа на боевой колеснице). Роль Великой Богини постепенно снижалась, данный синкретический тип распался на различные менее значимые образы. Затем, уже в пределах Варварской Европы, развитие происходило разными путями. У ряда народов (кельты, западные балты) особое значение приобрело жреческое сословие и высокочтимый им Бог Земных Сил. У германо-скандинавов, скифо-сарматов, фрако-дакийцев и иллирийцев, западных славян, где к власти приходят варварские цари первенство принадлежит Культурному Герою. На этом фоне может происходить и возрождение почитания Бога Грома (у восточных балтов и восточных славян).

5. Поскольку мифологическое сознание еще не в состоянии представить достаточно абстрактные функциональные структуры в рационально осознаном виде, оно формирует их в художественных образах, обрастающих родствеными, матримониальными и иными отношениями (за которыми, возможно, также стоят определеные социальные реалии).

Оба небесных персонажа (Бог Грома и Бог Ясного Неба) в ряде традиций образовывают единый образ. Такая же тенденция наблюдается и применительно к земным богам - Богу Земных Сил и Культурному Герою. При этом, Культурный Герой, как тесно связанный с миром людей персонаж, имеет общие черты и с Богом Ясного Неба. Лишь Бог Грома и Бог Земных Сил находятся в жестком антагонизме. Великая Богиня выполняет связующую роль среди мужских образов. Чаще всего она супруга Бога Грома и Бога Земных Сил, в ряде традиций богиня состоит в брачных отношениях с Богом Ясного Неба.

6. В соответствии с предложенной схемой, возможно реконструировать и основные сюжеты, общие для мифологий Варварской Европы и, шире - для индоевропейских мифологий. Это: смещение Бога Ясного Неба с главенствующего места в пантеоне; победа Бога Грома над мировым змеем; падение Великой Богини; преследование Богом Грома Бога Земных Сил и Культурного Героя; победа Культурного Героя над трехголовым драконом и волком.

7. Есть основания также утверждать, что перечисленные компоненты пантеона и связанные с ними мифологемы послужили важным источником при формировании ключевых образов в поздних религиозных системах: зороастрийской, индуистской, буддийской, христианской.

Применение методики, представленной в исследовании и модели вычлененного структурного ядра открывает новые возможности в других областях: исследовании культурных миров всей Индоевропы, а, возможно, и неиндоевропейских мифологий (китайской, месоамериканской и др.), а также проблем мифологии двадцатого века.

 (Фанталов Алексей)

 КУЛЬТУРА ВАРВАРСКОЙ ЕВРОПЫ: ТИПОЛОГИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

 

Библиография

Меню

 

PORTA.ru - on-line магазин ПОРТАтивной техники.PORTA.ru - on-line магазин ПОРТАтивной техники.
На PORTA.ru ОГРОМНЫЙ выбор портативной техники:
MD-плееры CD-плееры MP3-плееры Кассетные плееры Диктофоны Радио Цифр. камеры Сотовые Дешевые ноутбуки

 

На предмет консультаций или репетиторства (история, политология, культурология, искусствоведение, живопись, графика и теория композиции), а также приобретению картин обращаться по E-mail: fantalov@rambler.ru

Сайт создан в системе uCoz