А. Н. Фанталов

"Основные типы индоевропейских богов"

(материалы конференции "Пунинские чтения", СПб., 2000).

для более полной аргументации см. "Индоевропейская мифология: генезис и эволюция образов.

 

На основании анализа многочисленных памятников архаического искусства и мифологических текстов автор статьи предполагает существование таких изначальных типов индоевропейских богов, как: "Бог Грома" (индийский Индра, скандинавский Тор, кельтский Таранис, славянский Перун, балтский Перкунас); "Бог Ясного Неба" (греческий Зевс, скандинавский Тюр, индийский Дьяус, балтский Диевас, славянский Дий); "Великая Богиня" (греческая Гера, индийская Приттхиви, скандинавская Ерд, славянская Макошь, балтская Земес Мате, ирландская Дану); "Божественные Близнецы" (греческие Диоскуры, индийские Ашвины, балтские сыновья Диеваса); "Бог Земных Сил" (греческий Дионис, Индийский Рудра, скандинавский Фрейр, славянский Велес, балтский Велс, кельтский Цернунн); "Культурный Герой" (греческие Гермес и Геракл, скандинавский Один, славянский Геровит, ирландский Луг). Схему взаимоотношений между ними можно представить в виде своего рода разомкнутого кольца, звенья которого образованы мужскими божествами. Образы Бога Грома и Бога Ясного неба могут сливаться (например, Зевс греческой мифологии). Божественные Близнецы обычно являются сыновьями Бога Ясного Неба; Культурный Герой имеет функции, сближающие его с Близнецами (они целители, предки и покровители человечества). Бог Земных Сил тесно связан с Культурным Героем, так как каждый из них может рассматриваться в качестве умирающего и воскресающего божества. И только Бог Грома и Бог Земных сил враждуют друг с другом, образуя "разрыв в цепи". Мы видим это на примере кельтской, балтской, славянской, индийской и других мифологий.

Женской божество находится как бы внутри кольца и играет роль дополнительного медиатора между мужскими богами. Великая Богиня Может быть супругой Бога Грома и в тоже время супругой Бога Земных Сил (как в галльской, славянской и балтской мифологиях); или женой Бога Ясного Неба (как в италийской, греческой, индийской традициях). Обычно она есть мать Близнецов и Культурного Героя. И все более поздние женские божества происходят из образа Великой Богини.

Мы видим характерные черты этих изначальных типов. Бог Грома представлен как муж, стоящий на колеснице, его оружие молния, топор или молот, спутник - волк. Бог Ясного Неба также часто военное божество. Его оружие меч. Культурный Герой есть всадник на белом коне. Его оружие копье. Те, кто считают всадником Бога Грома, ошибаются. Бог Земных Сил, будучи покровителем растительного и животного царств, имеет соответствующие атрибуты. Наконец, Великая Богиня обладает двойственной природой - земной и небесной.

Алексей Фанталов.

 

Индоевропейская мифология: генезис и эволюция образов.

Меню

 

 

Мифологические исследования.

Кельтская мифология.

Скандинавская мифология.

Славянская мифология.

Индоевропейский пантеон.

Мифологии Восточной Европы.

 

Мифологические тексты:

Тексты по истории, мифологии и культуре Месопотамии.

Тексты по истории, мифологии и культуре Китая.

Тексты по истории, мифологии и культуре Греции.

Тексты по истории, мифологии и культуре Скандинавии.

 

Другие ресурсы:

МИФОПОЛИТОЛОГИЯ.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ.

200 МИФОЛОГИЧЕСКИХ КАРТИН.

АТЛАС МИФОВ.

ПОЛНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ.

АБСТРАКЦИЯ: ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА.

 

 

TopList

Сайт создан в системе uCoz