Кир и Александр.

Стратегическая повесть.

 

I.

 

Недавно у нас прошла небольшая дискуссия с читателями относительно книги Суворова «Ледокол», которая (дискуссия, а не книга) была выборочно опубликована в рассылке. Тематика, конечно, перестроечная (Сталин, Вторая мировая, фашизм/коммунизм). Но я только что основательно поиграл в стратегию Сида Мейера «Цивилизация 4». И кампания, пройденная за Кира – царя древней Персии, показалась мне достаточно знаковой. Так возникла идея стратегической повести «Кир и Александр».

И то сказать - хочется, иногда, знаете ли, поруководить. Направить континенты. Начальной точкой отсчета кампании является 600 год до н.э. Условия игры таковы. Кир располагает примерно двадцатью соединениями (модулями): два поселенца, три рабочих, три лучника, остальные – «бессмертные». «Бессмертные» - гвардия персидского царя, одетая в черные одежды. Всего их корпус  насчитывал десять тысяч человек. Они сражались копьями, как в конном, так и в пешем строю и, похоже, не использовали защитных доспехов. «Бессмертными» якобы их называли за то, что когда погибал один из них, его место в строю тут же занимал другой.

Разумеется, в 600 году до н.э. никаких «бессмертных» еще не было Персия (Парс) был небольшим полусамостоятельным владением Мидийского царства.

 

Историческая справка. В 8 веке до н.э. на севере Иранского нагорья возникло Мидийское царство. В следующем столетии, его царь Киаксар усмирил скифов, свирепствовавших тогда на Ближнем Востоке и создал огромную державу, простиравшуюся от Малой Азии до восточных границ нынешнего Афганистана. В союзе с Нововавилонским царством, мидийцы разгромили Ассирию, но на западе были остановлены лидийским царем. Отношения с Вавилоном также испортились, так как Мидия захватила Харран - священный город бога Луны, которому поклонялся правитель Вавилона. В этот момент восстал Кир - вассальный царек Парса.

    Кир победил мидийского царя Астиага и завоевал все его земли. Затем, жрецы Вавилона без боя открыли ему этот неприступный город. Легендарный лидийский царь Крез также покорился новому владыке.

    Однако на востоке Кир был разбит туранцами и погиб. Согласно преданиям, кочевники-массагеты бросили его отрубленную голову в мешок с кровью со словами: "Ты хотел крови - напейся ей досыта!". Киру наследовал его сын Камбиз, осуществивший покорение Египта. Так возникла вторая после Ассирии мировая держава.

    Вскоре Камбиз умер и в державе Ахеменидов (так называлась древнеперсидская династия) разгорелась междоусобная борьба. К власти пришел маг (жрец) Гаутама и это означало возвращение мидийцев к власти. Но родственнику Камбиза, Дарию 1  удалось организовать убийство Гаутамы и вернуть власть Ахеменидам.

    Дарий провел реформы, упорядочившие огромную страну. В русле традиционного противостояния с Тураном, высадившись в Европе, во Фракии, он совершил поход против скифов. Вероятно, персидская армия обошла с запада на восток Черное море. Но скифы уклонились от битвы, и поход закончился неудачей.

    На западе же персидские цари, начиная с Дария 1, столкнулись с возраставшим могуществом греков. Начались знаменитые греко-персидские войны, подорвавшие могущество Ахеменидов. А затем, в 4 веке до н.э. пришло время Александра Македонского и его головокружительного похода вглубь Азии, стершего с карты древнеперсидское царство.

   

Ну, по упрощенной американизированной версии мидян как таковых нет. Есть отдельные варварские города-государства на севере от персов. К западу лежит обширная и могучая Нововавилонская держава царя Навуходоносора. На востоке – Индийское царство Ашоки (в реальности его тогда еще не было, в Индии шла борьба между несколькими государствами). Что творится дальше – скрыто «туманом войны».

При этом у Кира нет ни пяди собственной территории – ее еще предстоит завоевать. Наиболее логичным представлялось не вступать в противостояние с цивилизованными государствами. Наращивать свое могущество за счет поглощения разрозненных варварских образования и колонизации пустынных земель. На это и употребляем быстро передвигающихся «бессмертных», оставляя лучников для охраны основанных городов и рабочих тружеников.

Расширение происходит успешно. Но вот на нас выходит сам великий царь Навуходоносор и говорит: «У вас есть технология езды на лошади. Мы требуем это нам в дань». Кир, разумеется, ответил вежливым отказом. «Да вы хоть понимаете, с кем имеете дело?» - с пол оборота завелся Навуходоносор.

Дабы не ссориться с соседом, мы предлагаем махнуться технологиями – ему поездка на лошади, нам – «литература» (хотя первое, сами понимаете, гораздо важнее). Но в любом случае, наше могущество по отношению к остальным цивилизациям от этого возрастает (игра с ненулевой суммой). Вот выдержка из «Живого журнала»:

 

«…был поставлен такой забавный эксперимент: кинули клич по всему миру, чтобы кто угодно, включая специалистов по теории игр, присылали компьютерные программы со стратегиями. Дальше эти программы стравили между собой, заставили сыграть несколько сотен кругов каждую с каждой, а потом... просто тупо сделали статистическое исследование - какие свойства помогают программе много выигрывать при большом количестве итераций. Победила самая простая из предложенных программ, так называемая стратегия 'tit-for-tat": она предлагала начинать с кооперативного поведения, и затем тупо повторять ходы партнера - на предательство отвечать предательством на следующем шаге, но при первой же попытке кооперировать отвечать кооперацией. Но гораздо смешнее не это, а какую статистику получили исследователи.


Выгодные стратегии, получается, обладают следующими свойствами:
- они предсказуемы (не слишком сложны; при большом количестве итераций вылетели в минус программы, в которые были встроены случайные выборы)
- они милы (nice), то есть, начинают первый ход с кооперации, а не с кидалова
- они мстительны (retaliative), то есть, отвечает на кидалово кидаловом на следующих N шагах
- они умеют прощать (forgiving), то есть, при каких-то условиях возвращаются к кооперации, если предатель начал кооперировать.


Побеждают эти программы потому, что они успешно выводят в минус те стратегии, которые не nice и/или не forgiving (потому что играют с ними всегда в кидалово), а между собой две такие стратегии почти мгновенно выходят в состояние постоянной кооперации, и дальше зарабатывают плюсы - чем больше итераций, тем успешнее. Чем больше программ, обладающих всеми перечисленными свойствами, участвует в турнире, тем меньше шансов у всех остальных. Там, где итераций мало, программы, сочетающие описанные свойства со случайными (на базе генератора случайных чисел) от них отклонениями, тоже имеют неплохие шансы, но против тупого tit-for-tat они бессильны: чтобы выйти с ним из цепочки кидалова, необходимо один раз прокооперировать против кидалова, то есть, отдать все преимущества, полученные от своего кидалова, запустившего цепочку».

 

В общем, победоносная этика Конфуция: «поступай с другими так, как они поступают с тобой».

Итак, мы стали расширяться за счет северных варваров. С последними в стратегических играх никто не церемонится, тем более что и договориться с ними невозможно (в “Rome. Total war” функцию варваров выполняют мятежники).

Тем временем, в контакт с нами вошла египетская царица Хатшепсут. «Маленькие люди могли бы стать полезными великой империи, передав ей технологию езды на лошади. Они же не хотят, чтобы их нарезали мелкими кусочками и бросили крокодилам?».

Civilization 3.

 

Кир Великий, естественно, вежливо послал царицу. «Одумайтесь!» - вскричала Хатшепсут. «Не играйте жизнями своих людей!».

Вот тебе и дипломатия Древнего мира – обязательно надо начинать с хамства. Бедные тогдашние дипломаты – им ведь приходилось дословно передавать послание царя чужому владыке.

Но мы решили пока не давать бой агрессивному феминизму. Тем более что все эти угрозы имеют чисто ритуальное значение.

Вскоре мы установили дипломатические отношения с самим Александром Македонским. Великий завоеватель был несказанно удивлен: «А, это вы. Я думал, вашу небольшую цивилизацию стерли с лица земли много веков назад». Такой тип.

В поисках свободных земель для колонизации, наши всадники совершили рейд и на юг Аравийского полуострова. Там они познакомились с карфагенской царицей Дидоной.

 

Историческая справка. Дидона известна из «Энеиды» Вергилия. В ней описывается, как Эней и его спутники, бежавшие из разрушенной ахейцами Трои, нашли приют у царицы Карфагена Дидоны. Последняя без памяти влюбилась в доблестного троянца, уговаривая его остаться у нее. Но Энея ждали великие дела в Италии, поэтому он покинул гостеприимный Карфаген. А несчастная Дидона покончила жизнь самоубийством.

 

Но с нами она была не столь приветлива. Когда мы попросили у нее какую-то технологию в дань, она сказала в ответ на ломаном русском языке: «Скоро мой бесчисленный лесоруб уничтожит вас всех». Вот это женщина! Хоть сейчас давай ей грант на гендерные исследования.

А в личном деле осталась памятка Дидоны: «Вы сделали высокомерный запрос».

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

II.

Меню

 

Сайт создан в системе uCoz